Акустическая система амфитон 35ас 018. Советская акустика. Как выбирал "ВЧ" динамик

18.12.2023
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Акустические системы Амфитон 35АС-018 были приобретены новыми в конце 1980-х годов. В те годы одна акустическая система высшей группы сложности отечественного производства уровня S-90 стоила 150 советских рублей. Соответственно, пара таких колонок обходилась в 300 руб, будучи купленными новыми в советском магазине радиотоваров. А в конце 1980-х годов отечественная промышленность широко развернула производство такой акустики, и предложение её в магазинах было довольно представительным. Наряду с тогдашним флагманом, рижским ПО "Радиотехника", которое выпускало колонки 35АС-012 (S-90), аналогичную акустику производили ещё несколько радиозаводов. По размеру корпусов, массе (около 27 кг у одной колонки), частотной характеристике, мощности и гармоническим искажениям эта разнообразная акустика была очень сходной между собой. Так как выпускалась такие разномастные колонки высшей группы сложности на основе одних и тех же динамических головок громкоговорителей, правда, производимых разными радиозаводами. К примеру, головку 30ГД-2Б , которая была низкочастотным звеном такой высококлассной акустики, выпускали несколько различных советских радиозаводов.

Акустические системы Амфитон 35АС-018 в те годы производились сразу на двух радиозаводах, в г. Ивано-Франковск, что на Украине, и у нас в г. Волжск на ВЭМЗ. Стоили такие колонки те же самые 150 советских рублей за штуку, и в конце 1980-х повсеместно стояли на прилавках в отделах радиотоваров местных магазинов.

Акустика эта 4-омная, имеет номинальную мощность 35 Вт, а максимальную 70 Вт. Это означает, что выходная мощность усилителя, который работает на такую акустику, и которую он выдаёт на выходе, не должна превышать 70 Вт на канал. Рабочий диапазон частот такой акустики составляет от 25 Гц до 25000 Гц с учётом приличного завала АЧХ на краях рабочего диапазона. При использовании такой акустики с высококлассным и мощным усилителем типа Одиссей У-010 стерео можно обеспечить качественную озвучку приличных по площади помещений. При этом никакая добавка в виде сабвуфера не потребуется, потому что по звучанию на низких частотах акустические системы Амфитон 35АС-018 сами дадут фору любому сабвуферу.

Внешний вид акустических систем Амфитон 35АС-018:

Внешняя сохранность, а также сохранность их динамических головок, в том числе резиновых подвесов, у колонок очень хорошая, и они имеют практически заводской внешний вид:

Среднечастотный и высокочастотный динамики каждой колонки расположены под общим пластиковым обрамлением. Пластик обрамления снаружи окрашен серебристой краской. При этом диффузор среднечастотной головки защищён от повреждений металлической сеткой:

Низкочастотные головки расположены под защитными решётками, которые несложно окрутить и снять:

На передней стенке колонок внизу справа расположен выход трубы фазоинвертора. Фазоинвертор настроен на частоту резонанса в районе 30 Гц, и даёт увеличение уровня воспроизведения самых низших частот на несколько децибеллов. Здесь также расположился шильдик с изображением графика частотной характеристики акустической системы:

Снизу колонки снабжены пластмассовыми ножками. На задней стенке расположилась клеммная колодка для подключения соединительного кабеля. Кабель можно подключить как методом зажима, так и с помощью соединителей типа "банан" соответствующего диаметра. Красная клемма - это "+" колонки, чёрная это её "-":

Задние стенки колонок сплошные, и герметичные по отношению ко всему корпусу:

Сам корпус колонок выполнен из толстостенной ДСП, а снаружи облицован шпоном ценных пород древесины. Колонки тяжёлые, и масса каждой из них находится в районе 27 кг. Звучание данной акустики по-прежнему, как и 30 лет назад, качественное, и оно весьма высокого уровня. Единственный минус подобной акустики, по мнению автора, это недостаточная прозрачность звучания средних частот. В этом "виновата" среднечастотная головка типа 20ГДС-3-8 (20ГДС-4,15ГД-11А), которая по современным меркам устарела по звучанию. Низкочастотная головка типа 75ГДН-3-4 (30ГД-2Б) звучит вполне по современному, а высокочастотная головка 6ГДВ-7-16 (10ГДВ-2-16,10ГД-35) также вполне устраивает по качеству звучания, хотя в современной зарубежной акустике подобного уровня и массы высокочастотные головки звучат чище и прозрачнее. Но мы же не будем сравнивать "Ниву" и "Туарег" по комфорту, не правда ли? Тем более, что корни акустических систем Амфитон 35АС-018 заложены в первой акустике аналогичного уровня под названием 35АС-1, и фактически АС 35АС-018 являются незначительной модификацией АС 35АС-1. И эти самые 35АС-1 рижское ПО "Радиотехника" начало выпускать как раз с 1977 года. Примерно тогда, когда ВАЗ начал выпуск легендарной "Нивы".

Доработка фильтра 35АС-018 с родными динамиками

Николай Васильевич (Nivaga)

Часть I

В исходном виде сей опус советской промышленности звучит мощно, но невыразительно. Только на отдельных композициях удаётся поймать стереопанораму и приблизительно локализовать кажущиеся источники звука (КИЗ). С приходом DVD и домашнего кинотеатра захотелось улучшить пространственные параметры системы. Стал смотреть - что думают люди по этому поводу. Предложения на сайте сводятся в основном к замене среднечастотного динамика. Прикинул – дорого и хлопотно. Стал анализировать схему фильтра в части средних и высоких частот. Обнаружил, что на среднечастотник приходит только 20% подводимой энергии. С чего же ему петь-то, если суммарное реактивное сопротивление С1 и L2 (по родной схеме) составляет примерно 33 Ома в диапазоне от 500 до 5000 Гц и держит бедолагу на голодном пайке. Пришлось увеличить ёмкость конденсатора С1 до 40мкФ, уменьшить индуктивность дросселя L2 до 0,43мГн и совместить его с L3, чтобы обеспечить среднечастотник энергией на уровне около 50% от подводимой, т.е. в 2,5 раза больше исходного. И он запел! И ещё как запел! Стереопанорама по всей комнате, а не только по оси между колонками, чёткая локализация КИЗ, эффект присутствия, даже какая-то объёмность. Все старые, давно известные композиции зазвучали по новому, настолько тонкой и витиеватой стала музыкальная ткань. Получившаяся схема представлена на рис.1.

Рис.1 - Схема фильтра громкоговорителя 35АС-018. Этап 1.

Я постарался использовать все родные элементы исходного фильтра. Дополнительно пришлось докупать конденсатор С1.1 ёмкостью 30мкФ и устанавливать его на место удалённого L2 (по родной схеме), для чего в шасси кроссовера пришлось сверлить 2 отверстия d3,3 и нарезать резьбу М4. Всё остальное – паяльничком с пинцетиком. По пути увеличил сечение проводов, по которым бегает ток низкочастотного звена, до 1кв.мм и исправил схемную ошибку: оторвал резистор R2 от L3 (по моему - это ошибка копировщицы) и установил его параллельно высокочастотному динамику – там его присутствие логично и оправданно.
И да простят меня гуру от акустики, но я не обнаружил прока в звене Цобеля ни в низкочастотном звене, ни в среднечастотном. Может я заблуждаюсь, но в своих колонках я закоротил резисторы R3, R4 и R1, что на схеме показано пунктиром. Кто верит – пусть оставляет, кто сомневается – пусть проверяет, благо через трубу фазоинвертора можно вывести переключатели и пощёлкать ими.

Часть II

Когда я написал, что в результате доработки «среднечастотник запел и ещё как запел», то я немного слукавил. Ибо запел он не один, а вместе с высокочастотником, причём синхронно и синфазно, что пока не может обеспечить ни один из известных мне фильтров для трёхполосных акустических систем. А в паре динамики работают в самом чувствительном для человеческого уха диапазоне 3 – 6 кГц, где малейшие искажения терзают слух. Здесь же расположен спектр большинства музыкальных инструментов и обертоны человеческого голоса. Поэтому здесь очень важна синхронность и синфазность работы динамиков, которая обеспечивается автоматически при нагрузке обоих элементов фильтра.
Теперь подумаем и пойдём дальше. На высоких частотах конденсаторы С2 и С5 (Рис.1. ) фактически работают параллельно, но с небольшим фазовым сдвигом, создаваемым С1+С1.1. Следуя предложенному механизму взаимодействия становится ясно, что конденсатор С2 уже не нужен. Его функции вполне может выполнять С5, так как воздействие С1+С1.1 на высоких частотах ничтожно мало.
Теперь о стыковке с низкочастотным звеном. Чтобы точнее состыковать фильтр низкочастотного звена (120мкФ х 4 Ом =480мс) и фильтр СЧ +ВЧ, необходимо сблизить их постоянные времени, для чего пришлось увеличить ёмкость конденсатора С1+С1.1 до 60мкФ (60мкФ х 8 Ом =480мс).
Получившаяся схема показана на рис.2. Она уже значительно отличается от исходной.

Резисторы R3,R4 я предпочитаю закорачивать, но это не обязательно. В процессе обсуждения выяснилось, что многие заменили в своих колонках СЧ и ВЧ динамики советского производства на импортные фирмы Visaton, и на основании этого утверждали, что моя доработка им не подходит. Почему же? Подходит! Специально для такого случая разработаны схемы на Рис.3 и Рис.4.

В варианте Рис.3 индуктивность дросселя L3 остаётся без изменений, но частота раздела между СЧ и ВЧ динамиками - около 3,5 кГц, что ведёт к повышению нагрузки на ВЧ динамик.

В варианте Рис.4 индуктивность дросселя L3 уменьшается до 0.27мГн путем сматывания 20 витков, а конденсатор С5.1 удаляется. Частота раздела между СЧ и ВЧ динамиками приближается к 5кГц. Я бы предпочёл такой.
Во всех вариантах схем диапазон воспроизводимых частот СЧ динамика ограничен параметрами фильтра, что нивелирует индивидуальные особенности разных моделей. Разница только в громкости (чувствительности), под которую приходится подстраивать НЧ и ВЧ звенья громкоговорителя. Поэтому я не сторонник без особой нужды менять динамики в колонках.
И профессионалы и любители, занимающиеся усовершенствованием акустических систем, гоняются в основном за линейностью АЧХ, упуская другие параметры. Я же решил погоняться за стереоэффектом, за объёмом, за панорамой, даже в ущерб линейности АЧХ.
Как известно, мысль не стоит на месте. Идея получения диффузного звукового поля во всём диапазоне воспроизводимых частот ищет новые решения. Но об этом в следующий раз.

Часть III

С момента публикации предыдущих частей прошло уже полгода. Народ активно читал, но ничего не предпринимал. Только в январе один из читателей попробовал переделать одну колонку. Вроде понравилось. Обещал дать полный отзыв после переделки обоих колонок и пропал. Видимо при прослушивании комплекта как открыл рот от удивления, так никак закрыть не может. Ну да бог с ним, пусть радуется. В конце последней статьи я обещал продолжить рассказ о доработках фильтра. После определённого этапа оптимизации можно опубликовать полученное решение. Чтобы понять ход преобразования фильтра перерисуем схему на рис.2 из в виде, представленном на рис.5.

Это та же самая схема, только с перевёрнутым порядком подключения СЧ +ВЧ звена. При этом все динамики подключаются синфазно. По звучанию колонки с этой схемой ничем не отличаются от исходных, собранных по схеме рис.2.
Анализ полученной схемы показывает, что конденсатор С1+С1.1 в общем-то лишний. Его функции на средних и высоких частотах вполне может выполнять батарея конденсаторов С2…С5. Но вот дроссель L1 будет сильно шунтировать СЧ+ВЧ звено. Так его индуктивность можно увеличить. При этом частота раздела между НЧ и СЧ звеньями снизится, но не выйдет за пределы диапазона СЧ динамика, а диапазон работы НЧ динамика сузится до сабвуферного. Полученная схема представлена на рис.6. Все конденсаторы и резисторы берутся от родного фильтра. Дроссель индуктивностью 0,30мГн получается из исходного в 0,43мГн путём смотки с него 16 витков. С дросселем индуктивностью 3,0мГн сложнее. Я доматывал основную катушку в 1,2мГн проводом с освобождённой ранее катушки L2 в 1,0мГн до полного заполнения (примерно 60-70 витков), мерил индуктивность и подгонял под 3,0мГн. Колонки именно с этим фильтром приводят просто любителей хорошего звука в неописуемый восторг, а технарей к сильнейшему удивлению: этого не может быть! Оказывается может! Можете проверить сами. Я проверил на 6 парах колонок разного типа. Везде эффект потрясающий. Дерзайте, если интересно, если любите слушать хорошую музыку в хорошем качестве!

Часть IV

Последний вариант фильтра, предложенный в , вызвал заметный интерес среди любителей музыки, умеющих держать в руках паяльник. Но почему-то больше всего им заинтересовались юные радиолюбители, не знающие как и чем померить индуктивность катушек индуктивности, ёмкость конденсаторов, сопротивление резисторов и вообще с трудом читающие электрические схемы (по их собственным признаниям). Ну прямо «детский сад» какой-то. Чтобы уйти от технологических дискуссий о том, как что сделать, как соединить и как померить, я разработал специальный «детсадовский» вариант фильтра, который можно реализовать из деталей исходного фильтра, ничего не дорабатывая, не докупая и не меряя. Для оценки предлагаемой структуры фильтра этого варианта вполне достаточно. После определённого этапа прослушивания и накопления статистики достоинств и недостатков можно постепенно переходить к решению по рис.6 в или более оптимальному по собственному усмотрению (если понадобится).

В этой схеме для получения индуктивности почти вдвое большей, чем исходная, но достаточной для развязки с СЧ звеном фильтра, использовано последовательное соединение имеющихся штатных индуктивностей L1+L2=1,2+1,0=2,2мГн. При этом сами катушки остаются на своих местах, а подсоединить L2 к L1 можно в любом направлении – как удобнее. Делитель R1/R2 изменён в сторону увеличения потока энергии в ВЧ динамик. Практика показала, что такой делитель более оптимален, а совсем отказываться от него нельзя – ВЧ шум заметно возрастает. Структура фильтра не изменилась. Перепаять фильтр – полдела. Надо найти оптимальное решение для собственных ушей в конкретных условиях прослушивания. Как это делается? Примерно так: Берём отвёртку, разбираем колонки, берём паяльник, перепаиваем фильтры в обоих колонках, собираем, подключаем к аппаратуре, ставим любимую музыку без улучшайзеров, тихо балдеем одну, две, три, пять, десять композиций. Постепенно в голове формируется образ разногласий между желаемым и действительным. Эти разногласия распределяются по трём корзинам: НЧ, СЧ, ВЧ.

Анализируем полученную информацию:
Если выперают басы, то надо увеличивать ёмкость батареи конденсаторов С2…С5 на 10; 20; 30мкФ в зависимости от уровня выпячивания низов, или увеличить индуктивность L1+L2, чем мы и занимались в .
Если выпирает середина, то надо увеличивать ёмкость конденсатора С1 на 0,5; 1,0; 1,5; 2,0мкФ в зависимости от уровня назойливости средних частот.
Если звенит в ушах от высоких частот, то надо сматывать с катушки L3 постепенно 4; 8; 12; 16 витков в зависимости от уровня дискомфорта.

Чтобы не мучиться со сборкой-разборкой колонок, рекомендую вывести наружу через фазоинвертор провода параллельно батарее С2…С5 и параллельно С1. Катушку L3 придётся выносить целиком на удлинительных проводах. Когда поиск оптимального решения закончится, все эти хвосты надо будет убрать.

Итак смотрим на схему на рис.7, сравниваем с исходной, чешем затылок.


Часть V и последняя

Последняя схема фильтра (рис.6 в моих статей) всё же произвела некоторое впечатление на сообщество любителей хорошего звука. Кто поверил и доработал свои колонки, те наслаждаются новым качеством звука, недостижимым в исходной структуре фильтра. Кто не поверил – остались пока при своих заблуждениях. У них всё ещё впереди. Всё это время мои колонки постоянно тестировались новыми ушами, новыми композициями, сравнивались с другими решениями. Волей случая пришлось столкнуться с активными мониторами, в которых разделение по полосам производится на уровне предварительного усилителя, а динамики подключаются на выходы УМ безо всяких промежуточных фильтрующих элементов. В результате сравнения стало понятно, что всякий резистор последовательно с СЧ или ВЧ динамиком влияет на звук в худшую сторону, и от него желательно избавляться.
Стал думать. Резистивный делитель на ВЧ динамике в упомянутой выше схеме подгоняет чувствительность этого звена под СЧ динамик с сохранением общего сопротивления нагрузки. Но при данном наборе сопротивлений динамиков (4, 8, 16 Ом) нет необходимости упираться в номинальное значение сопротивления динамика, а достаточно просто не снижать сопротивление нагрузки ВЧ и СЧ звена ниже 4 Ом. Другими словами в данной структуре фильтра можно регулировать чувствительность СЧ и ВЧ звена в определённых пределах с помощью подключения параллельно динамикам балластных резисторов, отбирающих часть энергии на себя. При этом последовательно динамикам никаких резисторов, что соответствует наибольшему их демпфированию в данных условиях включения. Полученная схема представлена на рис.8.

Здесь R1 управляет отдачей СЧ звена, а R2 – отдачей ВЧ звена. Колонки с этой схемой показали самые лучшие качественные параметры из всех представленных в предыдущих моих статьях о доработках фильтра. Всё, дальше некуда. Можно подводить итоги.

Что я получил в результате всех этапов разработки своего фильтра "Nivaga”?

Во-первых: Диффузность создаваемого звукового поля позволяет находясь рядом с одной колонкой слышать другую, а находясь посередине между колонками без напряжения представлять всю звуковую панораму. В исходном виде (до всех доработок) этих эффектов не было.
Во-вторых: Легко и свободно идёт классика. От фортепиано до большого симфонического оркестра, от пианиссимо до фортиссимо. Голос просто осязаем. Слышно всё, включая ошибки. Эмоциональное воздействие колоссальное. В исходном виде (до всех доработок) слушать классику на этих колонках было сплошным насилием над слухом.
В-третьих: Пришлось пересмотреть свои взгляды на тонкомпенсацию. Это был шок. Десятки лет во всех встречавшихся системах упорно не хватало баса и его приходилось добавлять с помощью довольно глубокой тонкомпенсации. И вдруг не надо добавлять! Я вынужден был передвинуть частоту начала НЧ коррекции с 200 до 100 Гц, а на современных блюзовых композициях вообще от неё отказываться. Рушится стереотип. Мозги кипят. Ищут новую точку опоры.
В общем, только через 50 лет после разработки стандартов и запуска в жизнь стереофонической звукозаписи удалось реализовать голубую мечту её создателей – перенести атмосферу концертного зала или студии звукозаписи в место прослушивания. Что же раньше то мешало? Наверное заблуждения, особенно коллективные. Например: Как в самом начале создания 3-полосных акустических систем было предложено использовать три независимых фильтра (НЧ, ВЧ и полосовой), так до сих пор эта структура и остаётся неизменной при их производстве, несмотря на многочисленные исследования отклонений фазовых характеристик и их влияния на качество звука. И все 50 лет идёт поиск компромиссов между АЧХ и ФЧХ в рамках однажды заданной неоптимальной структуры. Или ещё, в те же незапамятные времена кто-то написал, что предпочтительней использовать фильтры 2-го порядка, а то и выше. И до сих пор этот тезис периодически всплывает, хотя давно показано, что они сильно искажают импульсную передаточную характеристику акустической системы. Но самое коварное заблуждение затаилось в применении формул расчёта фильтра, которые выводились из условия одновременной нагрузки обоих плеч LC-фильтра, а применяются для схем с нагрузкой одного из плеч, что не корректно и приводит к искажённым результатам. И это не считая мелких брызг про специальные кабели, суперконденсаторы, хитро намотанные катушки индуктивности, золочёные разъёмы и т.п., которые все вместе может и дают 0,1% прироста качества, но их роль всячески раздувается. Преодоление этих заблуждений – процесс тяжёлый, длительный, драматический, потому и затянулся.

Сей трактат составлен 28.10.2011г.


Вариант замены 6ГДВ-7 на Visaton SC10N8

Переделка фильтра

Схема фильтра на картинке, особенностей в ней нет, или почти нет.

В штатной схеме делаем вот что:

Надо поставить: С5 - 5 мк, R1 - 3,9 Ом - без R1 "в середине" вылезает горб. Вообще эта цепочка С5, R1 "хитрая".
С1 -10 мк, можно оставить штатный + С1.1 около 2 мк "МКТ"К73-17.

Прежде чем ставить К73-17 следует убедиться какая у него реальная ёмкость... в сумме должно получится около 12 мк, этой ёмкости в последствии оказалось достаточно. Вообще, ёмкость С1 не лишне подобрать - это стыковка "НЧ" и "СЧ". Далее в "ВЧ" звене меняем С2 - 3,3 мк здесь лучше ставить "МКП" чтобы снизить потери в "ВЧ".

Делитель R2, R5 (по заводской схеме 35АС-018) в данном случае то же "на пенсию", делить тут ему нечего. Частоты раздела по представленной схеме: НЧ/СЧ - чуть ниже 800 Гц, СЧ/ВЧ - 4300 Гц (примерно).
Особенности связанные с отверстием под новый "ВЧ" динамик изложены ниже.


МКТ К73-17

Как выбирал "ВЧ" динамик...

После замены среднечастотного динамика на SC13/8, вопрос о замене ВЧ звена стал очень актуален. Вместо 6ГДВ-7 я решил установить динамики Visaton SC10N8, поскольку уж они для того и сделаны, чтобы работать совместно с SC13/8. Более того, производителем динамиков разработан фильтр согласующий «СЧ» и «ВЧ». Как ни странно забугорный фильтр по количеству компонентов и номиналам почти 1:1 схож с фильтром 35АС-018. Да и настоятельная рекомендация "PVK" внесла свой вклад.... Качество исполнения этих динамиков никаких сомнений не вызывает. Каждый динамик уложен в пакет и в отдельную (скромную) коробку, которой достаточно, чтобы динамик сохранился в первозданном виде. Самый не приятный момент в замене «ВЧ» - это необходимость доработки отверстий под новые динамики.

Как делал переходник...
(примечание: Это было в 2004 году.....)

Вариант представляет из себя кольцо-переходник, которое заполняет штатное отверстие под ВЧ по диаметру и глубине. Размеры подбираются по месту!!!
На картинке переходник со вставленным в него динамиком (вид сзади)

Картинка сделана сканером, по этому передок SC10N/8 на заднем плане овальный.

Я делал переходники из того, что оказалось на тот момент под рукой.Это стандартные листы бумаги и клей «ЭДП» («боксидка»). Когда боксидка отвердеет, получается достаточно прочное, аккуратное кольцо, с торцов напоминает слоёную фанеру, да и по твёрдости думаю не уступает. Торцы колец которые будут выходить наружу, надо сровнять. После этого, уже готовые переходники вклеиваются при помощи той же боксидки в штатные отверстия под «ВЧ» в 35АС-018.
Когда отверстия будут таким образом подготовлены, необходимо разметить и просверлить (сверлить обязательно) отверстия для винтов крепления динамика. У меня получилось так, что отверстия пришлись почти как раз по шву вклеивания переходника. Это упрощает задачу центровки динамика. Динамик прикручивать осторожно, лучше использовать винты с выпуклыми (в меру) шляпками. Сильно не тянуть передок SC10N8 пластиковый, перестараетесь – запросто лопнет. По этой же причине не следует использовать шурупы с потайными шляпками. В целом получилось очень прочно и аккуратно.

Еще вариант доработки 35АС-018 с заменой ВЧ/СЧ

В связи с "апгрейдом" своей аппаратуры приятель предложил мне колонки "Амфитон 35АС-018" по цене 700 руб. за пару, плюс усилитель AKAI AM-49 за 2000 руб. Решил я забрать это добро для использования "а-ля дачный вариант". Комплект играл очень даже достойно и я всерьез начал подумывать о замене своих "Электроника 35АС-015" на "Амфитон" дома. Хочу предупредить сразу, что аудиофилом не являюсь, но и "медьведь на ухо" не наступал, поэтому моя оценка звучания основана только на том, что я слышу. Внешнее состояние у колонок оценивалось на твердую 4 у одной и на 3-ку у другой. В связи с большим весом акустики и переездами приятеля, углы и ребра ящиков немного пострадали, нужно было как-то скрыть этот дефект. И еще один интересный момент, на верхней грани одной колонки "вскрылся" шпон, на другой все было идеально, с чем это связано - не понятно, по словам предыдущего хозяина эксплуатация одной колонки ничем не отличалась от другой. Пока думал как облагородить корпуса нашел этот сайт, и решил заменить "заодно" ВЧ и СЧ звенья ("раз пошла такая пьянка..." :-)).

Что покупал....
Сделал заказ на AVC.RU. Заказал вот что:
1.SC 13/8 732.46 руб. 2шт. 1464.92 руб.
2.SC 10 N/8 511.42 руб. 2шт. 1022.84 руб
3.MKP 6.8/250 118.98 руб. 2шт. 237.96 руб.
4.MKP 3.3/250 82.08 руб. 2шт. 164.16 руб.
5.MKP 2.2/250 73.11 руб. 2шт. 146.22 руб.
6.MKP 10.0/250 161.04 руб. 2шт. 322.08 руб.
+ 250 руб. на почтовые расходы. Всего: 3608.18 руб.
(Цены на 04.04.2008) + 108.25 руб. взял Сбербанк. Итого 3716.43 руб.

Как переделывал....
Посадочное место под ВЧ динамик я подготавливал так. Из ДСП вырезал заготовки, перекрывающие штатные отверстия в 35АС-018 под ВЧ динамики. Эти заготовки устанавливаются с внутренней стороны АС и жёстко закрепляются винтами с гайками через штатные отверстия для крепления 6ГДВ-7. Перед тем, как установить заготовки на места, сверлом подходящего диаметра сделал углубления в штатных отверстиях для крепления динамиков чтобы «утопить» в них шляпки винтов. После установки заготовок на места я обозначил (очертил) на них установочное отверстие под ВЧ динамик. Сделал канавки в панели АС для винтов крепления динамиков.
поясняющий эскиз:

Потом я снял заготовки, приложил заранее сделанное лекало нового ВЧ динамика, наметил отверстия под крепёжные винты SC 10 N/8. Просверлил в заготовках отверстия для ввода проводов и отверстия для крепления динамиков. После этого установил заготовки и прикрепил к ним SC 10 N/8 длинными винтами: 50 х 4 с гайками.

Купил самоклеющую немецкую пленку, взял черную с фактурой под дерево, обернул корпуса со всех сторон. Знакомомый токарь выточил шипы (конусы с основанием 3 см длиной 4 см, продолжением является винт длиной 2 см с резьбой М6). Так как ребра у корпусов были биты (см. выше) и чтобы закрыть стыки пленки, "накрыл" их уголком ПВХ, обтянутым опять же пленкой (черных к сожалению не нашел). Уголок приклеивался на двусторонний автомобильный скотч. Заменил входные контакты на другие, со сквозным отверстием большего диаметра (под провод на 2,5 кв.мм). Да, еще стянул переднюю стенку с задней бруском 4*4 см (стоило ли, не знаю...:-)). Покрыл лаком таблички, покрасил решетки и декоративные пластиковые накладки краской из баллончика. Корпуса были готовы. По фильтрам: вынув платы с удивлением заметил, что на одной из них в фильтре НЧ звена ОТСУТСТВОВАЛ резистор R4 (2 ом), с чем это связано я не знаю, может банально забыли припаять(до меня колонки не разбирались - 100%, динамики под пломбами были). Отпаял все "лишние" элементы, припаял новые резисторы, старого типа не нашел, купил керамические, 2ух омных не нашел, соединил последовательно 2 по 1 ом. Поменял провода идущие от платы к динамикам и от клемм к плате. Взял для ВЧ - 0.75, для СЧ -1.5, для НЧ и "клеммы-плата" - 2.5 мм.кв.
Посылка из Питера пришла через 3 недели после проплаты заказа (особенности на AVC.RU).

Упаковано было все отлично, динамики были в целости и сохранности.
Новые конденсаторы закрепил на плату опять же с помощью двустороннего скотча, правда немецкого более дорогого. Спаял фильтры, собрал. Новый ВЧ подошел под мои отверстия четко, с СЧ тоже не возникло проблем. От усила до акустики использую тоже 2.5 мм.кв. медные провода. Все!

Итого затраты:
1.Заказ с AVC.RU - 3716.43 руб.
2.Пленка - ~300 руб.
3.Уголок - 150 руб.
4.Краска + лак - 90+90=180 руб.
5.Провода (внутри корпуса) - 180 руб.
6.Провода (усил.- акустика 4 метра) - 200 руб.
7.Скотч - 60 руб.
8.Клемники (2шт) - 50 руб.
9.Резисторы (6 шт.(2*1.2 Ом, 4*1 Ом)) - 120 руб.
10.Крепжные винты, гайки - 50 руб.
Вроде бы все, итого: 5010 руб. + стоимость самих 35АС-018 - 700 руб., свободное время, равномерно распределенное на 3 недели.
В итоге я получил даже больше чем ожидал. Звучание очень понравилось. В качестве истоника сигнала выступает DVD Panasonic S-47, усил соответственно Akai AM-49. Удачи Всем и побольше качественной любимой музыки.
Глухая" защита ВЧ в данном случае вызвана острой необходимостью!!! Маленькие дети! Как утверждает автор, влияние такой защиты не столь существенно, по сравнению с риском, остаться без ВЧ динамиков.

  • < Назад
  • Вперёд >

Изготовитель: Прикарпатский радиозавод, г. Ивано-Франковск; ВЭМЗ, г. Волжск.

Назначение и область применения: для высококачественного воспроизведения музыкальных и речевых программ в стационарных бытовых условиях (категория исполнения УХЛ 4.2 по ГОСТ 15150-69). Рекомендуемая мощность высококачественного бытового усилителя 20...70 Вт. Предпочтительный вариант установки - напольный.

Технические условия: 3.843.010 ТУ.

Технические характеристики:

Технические характеристики Значения
Диапазон воспроизводимых частот, Гц 25...25000
Неравномерность АЧХ звукового давления, дБ, на нижней граничной частоте диапазона воспроизводимых частот относительно уровня среднего звукового давления -16
Неравномерность АЧХ звукового давления, дБ, в диапазоне частот 100...8000 Гц относительно уровня среднего звукового давления +4/-3
Уровень характеристической чувствительности (характеристическая чувствительность), дБ 86 (0,38)
Характеристика направленности АС, определяемая по отклонению АЧХ звукового давления, измеренных под углами 25 ±5° в горизонтальной плоскости и в вертикальной плоскости, от АЧХ, измеренной по акустической оси АС (0°).
Амплитудно-частотные характеристики гармонических искажений по 2-й и 3-й гармоникам. Гармонические искажения записаны при уровне среднего звукового давления 90 дБ.
Номинальное электрическое сопротивление (номинальное значение полного электрического сопротивления), Ом 4
Минимальное значение полного электрического сопротивления, Ом 3,2
Предельная шумовая (паспортная) мощность, Вт 70
Вид низкочастотного акустического оформления фазоинвертор
Масса, г 27
Габариты, мм 371x721x290

Формы АЧХ звукового давления :

  1. измеренной по акустической оси;
  2. второй гармоники;
  3. третьей гармоники.

Из рисунка видно, что:

  • отклонения АЧХ, измеренных в горизонтальной плоскости, практически одинаковы при измерениях «вправо» и «влево» от оси во всем воспроизводимом диапазоне частот и не превышают 4 дБ;
  • отклонения АЧХ, измеренных под углами в вертикальной плоскости до 8 кГц не превышают 3 дБ за исключением частоты 6,3 кГц, где отклонение АЧХ при измерении вниз от оси составляет 5 дБ.

Формы АЧХ звукового давления , измеренных в горизонтальной плоскости под углами 25° вправо и влево, в вертикальной плоскости 7° вверх и вниз

Из рисунка следует, что: максимальное значение 2-й гармоники (около 1,3%) находится в диапазоне частот 100...150 Гц: максимальное значение 3-й гармоники (около 0,9%) находится в диапазоне 150...400 Гц. в диапазоне 1...1,5 кГц коэффициент по 3-й гармонике составляет 0,75%, имеется узкий пик коэффициента гармоник в области 4 кГц (до 0,6%).

Особенности конструкции:

  1. Корпус АС выполнен в виде прямоугольного неразборного ящика из древесно-стружечной плиты, фанерованной шпоном ценных пород дерева. Толщина стенок корпуса 18 мм, лицевая панель, с целью увеличения ее жесткости, изготовлена из плиты толщиной 38 мм. В конструкции корпуса предусмотрены элементы, увеличивающие жесткость корпуса и снижающие амплитуду колебаний стенок, в частности, имеется деревянная распорка, соединяющая лицевую панель и заднюю стенку и расположенная между низкочастотной головкой и отверстием фазоинвертора.
  2. Использован набор головок, аналогичный применяемому в (ПО «Радиотехника»): , и изготовляемый ПРЗ г. Ивано-Франковск. Головки установлены на лицевой панели корпуса симметрично относительно вертикальной оси АС. Головки обрамлены декоративными накладками из пластмассы с покрытием «под металл»: накладка головки НЧ - кольцевая с четырьмя крепежными выступами в виде «ушек», накладка головок СЧ и ВЧ - прямоугольной формы. Для предотвращения влияния на характеристики головки СЧ колебаний воздуха в корпусе АС, возникающих при работе низкочастотной головки, с внутренней стороны головка СЧ изолирована от общего объема специальным герметичным пластмассовым колпаком.
  3. На лицевой панели АС, кроме головок с накладками, расположено отверстие диаметром 70 мм - выход пластмассовой трубы фазоинвертора, длиной 180 мм, а также декоративный шильдик с названием АС, основными техническими характеристиками и кривой, приближенно изображающей АЧХ звукового давления АС. Головки НЧ и СЧ спереди защищены от внешних механических воздействий черненой металлической сеткой.
  4. Геометрические размеры фазоинвертора обеспечивают настройку на частоту 25...30 Гц.
  5. Внутренний объем 63 дм3. Для уменьшения влияния на АЧХ звукового давления и улучшения качества звучания АС резонансов внутреннего объема корпуса последний заполнен звукопоглотителем, представляющим собой маты из технической ваты, обтянутые марлей, равномерно расположенные и закрепленные на внутренних стенках корпуса. Внутри корпуса на едином стальном шасси смонтированы разделительные фильтры, обеспечивающие электрическое разделение низко-, средне- и высокочастотных полос АС.
  6. Частоты раздела: между головками НЧ и СЧ - 650 Гц, между головками СЧ и ВЧ - 4,5 кГц. В конструкции электрических фильтров применены резисторы типа С5-35, конденсаторы - МБГО, катушки индуктивности - на пластмассовых каркасах с «воздушными» сердечниками.
  7. На задней стенке корпуса АС расположены специальные клеммы, позволяющие с помощью винтового соединения подключать подводящие провода. На клеммах АС маркирована полярность подключения. На основании АС установлены четыре пластмассовые ножки. В комплект поставки входит подставка специальной формы, изготовленная из никелированного стального прута и обеспечивающая, при необходимости, изменение угла наклона акустической оси АС.

Принципиальная электрическая схема фильтров, имеющих лестничную структуру, приведена на следующем рисунке. Каждый из них представляет собой:

  • фильтр низкочастотной головки - фильтр верхних частот первого порядка, обеспечивает спад АЧХ 6 дБ на октаву;
  • фильтр среднечастотной головки - полосовой фильтр первого порядка, обеспечивает спад АЧХ в сторону низких и высоких частот 6 дБ на октаву;
  • фильтр высокочастотной головки - фильтр нижних частот второго порядка, обеспечивает спад АЧХ в сторону средних частот 12 дБ на октаву.

Принципиальная электрическая схема

Часть I

В исходном виде сей опус советской промышленности звучит мощно, но невыразительно. Только на отдельных композициях удаётся поймать стереопанораму и приблизительно локализовать кажущиеся источники звука (КИЗ). С приходом DVD и домашнего кинотеатра захотелось улучшить пространственные параметры системы. Стал смотреть – что думают люди по этому поводу. Предложения на сайте сводятся в основном к замене среднечастотного динамика. Прикинул – дорого и хлопотно. Стал анализировать схему фильтра в части средних и высоких частот. Обнаружил, что на среднечастотник приходит только 20% подводимой энергии. С чего же ему петь-то, если суммарное реактивное сопротивление С1 и L2 (по родной схеме) составляет примерно 33 Ома в диапазоне от 500 до 5000 Гц и держит бедолагу на голодном пайке. Пришлось увеличить ёмкость конденсатора С1 до 40 мкФ, уменьшить индуктивность дросселя L2 до 0,43 мГн и совместить его с L3, чтобы обеспечить среднечастотник энергией на уровне около 50% от подводимой, т.е. в 2,5 раза больше исходного. И он запел! И ещё как запел! Стереопанорама по всей комнате, а не только по оси между колонками, чёткая локализация КИЗ, эффект присутствия, даже какая-то объёмность. Все старые, давно известные композиции зазвучали по новому, настолько тонкой и витиеватой стала музыкальная ткань. Получившаяся схема представлена на рис.1.

Рис. 1. Схема фильтра громкоговорителя 35АС-018. Этап 1

Я постарался использовать все родные элементы исходного фильтра. Дополнительно пришлось докупать конденсатор С1.1 ёмкостью 30 мкФ и устанавливать его на место удалённого L2 (по родной схеме), для чего в шасси кроссовера пришлось сверлить 2 отверстия d3,3 и нарезать резьбу М4. Всё остальное – паяльничком с пинцетиком. По пути увеличил сечение проводов, по которым бегает ток низкочастотного звена, до 1 мм 2 и исправил схемную ошибку: оторвал резистор R2 от L3 (по моему – это ошибка копировщицы) и установил его параллельно высокочастотному динамику – там его присутствие логично и оправданно.

И да простят меня гуру от акустики, но я не обнаружил прока в звене Цобеля ни в низкочастотном звене, ни в среднечастотном. Может я заблуждаюсь, но в своих колонках я закоротил резисторы R3, R4 и R1, что на схеме показано пунктиром. Кто верит – пусть оставляет, кто сомневается – пусть проверяет, благо через трубу фазоинвертора можно вывести переключатели и пощёлкать ими.

Часть II

Когда я написал, что в результате доработки «среднечастотник запел и ещё как запел», то я немного слукавил. Ибо запел он не один, а вместе с высокочастотником, причём синхронно и синфазно, что пока не может обеспечить ни один из известных мне фильтров для трёхполосных акустических систем. А в паре динамики работают в самом чувствительном для человеческого уха диапазоне 3 – 6 кГц, где малейшие искажения терзают слух. Здесь же расположен спектр большинства музыкальных инструментов и обертоны человеческого голоса. Поэтому здесь очень важна синхронность и синфазность работы динамиков, которая обеспечивается автоматически при нагрузке обоих элементов фильтра.

Теперь подумаем и пойдём дальше. На высоких частотах конденсаторы С2 и С5 (Рис.1. в Части I ) фактически работают параллельно, но с небольшим фазовым сдвигом, создаваемым С1+С1.1. Следуя предложенному механизму взаимодействия становится ясно, что конденсатор С2 уже не нужен. Его функции вполне может выполнять С5, так как воздействие С1+С1.1 на высоких частотах ничтожно мало.

Теперь о стыковке с низкочастотным звеном. Чтобы точнее состыковать фильтр низкочастотного звена (120 мкФ х 4 Ом =480 мс) и фильтр СЧ +ВЧ, необходимо сблизить их постоянные времени, для чего пришлось увеличить ёмкость конденсатора С1+С1.1 до 60 мкФ (60 мкФ х 8 Ом =480 мс).

Получившаяся схема показана на рис.2. Она уже значительно отличается от исходной:

Рис. 2. Схема фильтра 35АС-018. Этап 2

Резисторы R3,R4 я предпочитаю закорачивать, но это не обязательно. В процессе обсуждения выяснилось, что многие заменили в своих колонках СЧ и ВЧ динамики советского производства на импортные фирмы Visaton, и на основании этого утверждали, что моя доработка им не подходит. Почему же? Подходит! Специально для такого случая разработаны схемы на Рис.3 и Рис.4.

Рис. 3. Схема фильтра 35АС-018. Этап 2.1

В варианте Рис.3 индуктивность дросселя L3 остаётся без изменений, но частота раздела между СЧ и ВЧ динамиками – около 3,5 кГц, что ведёт к повышению нагрузки на ВЧ динамик.

Рис. 4. Схема фильтра 35АС-018. Этап2.2

В варианте Рис.4 индуктивность дросселя L3 уменьшается до 0,27 мГн путем сматывания 20 витков, а конденсатор С5.1 удаляется. Частота раздела между СЧ и ВЧ динамиками приближается к 5 кГц. Я бы предпочёл такой.

Во всех вариантах схем диапазон воспроизводимых частот СЧ динамика ограничен параметрами фильтра, что нивелирует индивидуальные особенности разных моделей. Разница только в громкости (чувствительности), под которую приходится подстраивать НЧ и ВЧ звенья громкоговорителя. Поэтому я не сторонник без особой нужды менять динамики в колонках.

И профессионалы и любители, занимающиеся усовершенствованием акустических систем, гоняются в основном за линейностью АЧХ, упуская другие параметры. Я же решил погоняться за стереоэффектом, за объёмом, за панорамой, даже в ущерб линейности АЧХ.

Как известно, мысль не стоит на месте. Идея получения диффузного звукового поля во всём диапазоне воспроизводимых частот ищет новые решения. Но об этом в следующий раз.

Часть III

С момента публикации предыдущих частей прошло уже полгода. Народ активно читал, но ничего не предпринимал. Только в январе один из читателей попробовал переделать одну колонку. Вроде понравилось. Обещал дать полный отзыв после переделки обоих колонок и пропал. Видимо при прослушивании комплекта как открыл рот от удивления, так никак закрыть не может. Ну да бог с ним, пусть радуется. В конце последней статьи я обещал продолжить рассказ о доработках фильтра. После определённого этапа оптимизации можно опубликовать полученное решение. Чтобы понять ход преобразования фильтра перерисуем схему на рис.2 из Части II в виде, представленном на рис.5.

Рис. 5. Схема альтернативного фильтра 35АС-018. Этап 3.1

Это та же самая схема, только с перевёрнутым порядком подключения СЧ +ВЧ звена. При этом все динамики подключаются синфазно. По звучанию колонки с этой схемой ничем не отличаются от исходных, собранных по схеме рис.2.

Анализ полученной схемы показывает, что конденсатор С1+С1.1 в общем-то лишний. Его функции на средних и высоких частотах вполне может выполнять батарея конденсаторов С2-С5. Но вот дроссель L1 будет сильно шунтировать СЧ+ВЧ звено. Так его индуктивность можно увеличить. При этом частота раздела между НЧ и СЧ звеньями снизится, но не выйдет за пределы диапазона СЧ динамика, а диапазон работы НЧ динамика сузится до сабвуферного. Полученная схема представлена на рис.6. Все конденсаторы и резисторы берутся от родного фильтра. Дроссель индуктивностью 0,3 мГн получается из исходного в 0,43 мГн путём смотки с него 16 витков. С дросселем индуктивностью 3 мГн сложнее. Я доматывал основную катушку в 1,2 мГн проводом с освобождённой ранее катушки L2 в 1 мГн до полного заполнения (примерно 60-70 витков), мерил индуктивность и подгонял под 3 мГн. Колонки именно с этим фильтром приводят просто любителей хорошего звука в неописуемый восторг, а технарей к сильнейшему удивлению: этого не может быть! Оказывается может! Можете проверить сами. Я проверил на 6 парах колонок разного типа. Везде эффект потрясающий. Дерзайте, если интересно, если любите слушать хорошую музыку в хорошем качестве!

Рис. 6. Схема альтернативного фильтра 35АС-018. Этап 3.2

Часть IV

Последний вариант фильтра, предложенный в части III , вызвал заметный интерес среди любителей музыки, умеющих держать в руках паяльник. Но почему-то больше всего им заинтересовались юные радиолюбители, не знающие как и чем померить индуктивность катушек индуктивности, ёмкость конденсаторов, сопротивление резисторов и вообще с трудом читающие электрические схемы (по их собственным признаниям). Ну прямо «детский сад» какой-то. Чтобы уйти от технологических дискуссий о том, как что сделать, как соединить и как померить, я разработал специальный «детсадовский» вариант фильтра, который можно реализовать из деталей исходного фильтра, ничего не дорабатывая, не докупая и не меряя. Для оценки предлагаемой структуры фильтра этого варианта вполне достаточно. После определённого этапа прослушивания и накопления статистики достоинств и недостатков можно постепенно переходить к решению по рис.6 в части III или более оптимальному по собственному усмотрению (если понадобится).

В этой схеме для получения индуктивности почти вдвое большей, чем исходная, но достаточной для развязки с СЧ звеном фильтра, использовано последовательное соединение имеющихся штатных индуктивностей L1+L2=1,2+1,0=2,2 мГн. При этом сами катушки остаются на своих местах, а подсоединить L2 к L1 можно в любом направлении – как удобнее. Делитель R1/R2 изменён в сторону увеличения потока энергии в ВЧ динамик. Практика показала, что такой делитель более оптимален, а совсем отказываться от него нельзя – ВЧ шум заметно возрастает. Структура фильтра не изменилась. Перепаять фильтр – полдела. Надо найти оптимальное решение для собственных ушей в конкретных условиях прослушивания. Как это делается? Примерно так: Берём отвёртку, разбираем колонки, берём паяльник, перепаиваем фильтры в обоих колонках, собираем, подключаем к аппаратуре, ставим любимую музыку без улучшайзеров, тихо балдеем одну, две, три, пять, десять композиций. Постепенно в голове формируется образ разногласий между желаемым и действительным. Эти разногласия распределяются по трём корзинам: НЧ, СЧ, ВЧ.

Анализируем полученную информацию:

Если выперают басы, то надо увеличивать ёмкость батареи конденсаторов С2-С5 на 10; 20; 30 мкФ в зависимости от уровня выпячивания низов, или увеличить индуктивность L1+L2, чем мы и занимались в части III .

Если выпирает середина, то надо увеличивать ёмкость конденсатора С1 на 0,5; 1,0; 1,5; 2,0 мкФ в зависимости от уровня назойливости средних частот.

Если звенит в ушах от высоких частот, то надо сматывать с катушки L3 постепенно 4; 8; 12; 16 витков в зависимости от уровня дискомфорта.

Чтобы не мучиться со сборкой-разборкой колонок, рекомендую вывести наружу через фазоинвертор провода параллельно батарее С2-С5 и параллельно С1. Катушку L3 придётся выносить целиком на удлинительных проводах. Когда поиск оптимального решения закончится, все эти хвосты надо будет убрать.

Итак смотрим на схему на рис.7, сравниваем с исходной, чешем затылок:

Рис. 7. Альтернативный фильтр 35АС-018 начального уровня

Часть V и последняя

Последняя схема фильтра (рис.6 в Части III моих статей) всё же произвела некоторое впечатление на сообщество любителей хорошего звука. Кто поверил и доработал свои колонки, те наслаждаются новым качеством звука, недостижимым в исходной структуре фильтра. Кто не поверил – остались пока при своих заблуждениях. У них всё ещё впереди. Всё это время мои колонки постоянно тестировались новыми ушами, новыми композициями, сравнивались с другими решениями. Волей случая пришлось столкнуться с активными мониторами, в которых разделение по полосам производится на уровне предварительного усилителя, а динамики подключаются на выходы УМ безо всяких промежуточных фильтрующих элементов. В результате сравнения стало понятно, что всякий резистор последовательно с СЧ или ВЧ динамиком влияет на звук в худшую сторону, и от него желательно избавляться.

Стал думать. Резистивный делитель на ВЧ динамике в упомянутой выше схеме подгоняет чувствительность этого звена под СЧ динамик с сохранением общего сопротивления нагрузки. Но при данном наборе сопротивлений динамиков (4, 8, 16 Ом) нет необходимости упираться в номинальное значение сопротивления динамика, а достаточно просто не снижать сопротивление нагрузки ВЧ и СЧ звена ниже 4 Ом. Другими словами в данной структуре фильтра можно регулировать чувствительность СЧ и ВЧ звена в определённых пределах с помощью подключения параллельно динамикам балластных резисторов, отбирающих часть энергии на себя. При этом последовательно динамикам никаких резисторов, что соответствует наибольшему их демпфированию в данных условиях включения. Полученная схема представлена на рис.8:

Схема альтернативного фильтра 35АС-018. Этап 6

Здесь R1 управляет отдачей СЧ звена, а R2 – отдачей ВЧ звена. Колонки с этой схемой показали самые лучшие качественные параметры из всех представленных в предыдущих моих статьях о доработках фильтра. Всё, дальше некуда. Можно подводить итоги.

Что я получил в результате всех этапов разработки своего фильтра “Nivaga”?

  1. Во-первых: Диффузность создаваемого звукового поля позволяет находясь рядом с одной колонкой слышать другую, а находясь посередине между колонками без напряжения представлять всю звуковую панораму. В исходном виде (до всех доработок) этих эффектов не было.
  2. Во-вторых: Легко и свободно идёт классика. От фортепиано до большого симфонического оркестра, от пианиссимо до фортиссимо. Голос просто осязаем. Слышно всё, включая ошибки. Эмоциональное воздействие колоссальное. В исходном виде (до всех доработок) слушать классику на этих колонках было сплошным насилием над слухом.
  3. В-третьих: Пришлось пересмотреть свои взгляды на тонкомпенсацию. Это был шок. Десятки лет во всех встречавшихся системах упорно не хватало баса и его приходилось добавлять с помощью довольно глубокой тонкомпенсации. И вдруг не надо добавлять! Я вынужден был передвинуть частоту начала НЧ коррекции с 200 до 100 Гц, а на современных блюзовых композициях вообще от неё отказываться. Рушится стереотип. Мозги кипят. Ищут новую точку опоры.

В общем, только через 50 лет после разработки стандартов и запуска в жизнь стереофонической звукозаписи удалось реализовать голубую мечту её создателей – перенести атмосферу концертного зала или студии звукозаписи в место прослушивания. Что же раньше то мешало? Наверное заблуждения, особенно коллективные.

Например: Как в самом начале создания 3-полосных акустических систем было предложено использовать три независимых фильтра (НЧ, ВЧ и полосовой), так до сих пор эта структура и остаётся неизменной при их производстве, несмотря на многочисленные исследования отклонений фазовых характеристик и их влияния на качество звука. И все 50 лет идёт поиск компромиссов между АЧХ и ФЧХ в рамках однажды заданной неоптимальной структуры. Или ещё, в те же незапамятные времена кто-то написал, что предпочтительней использовать фильтры 2-го порядка, а то и выше. И до сих пор этот тезис периодически всплывает, хотя давно показано, что они сильно искажают импульсную передаточную характеристику акустической системы. Но самое коварное заблуждение затаилось в применении формул расчёта фильтра, которые выводились из условия одновременной нагрузки обоих плеч LC-фильтра, а применяются для схем с нагрузкой одного из плеч, что не корректно и приводит к искажённым результатам. И это не считая мелких брызг про специальные кабели, суперконденсаторы, хитро намотанные катушки индуктивности, золочёные разъёмы и т.п., которые все вместе может и дают 0,1% прироста качества, но их роль всячески раздувается. Преодоление этих заблуждений – процесс тяжёлый, длительный, драматический, потому и затянулся.

Сей трактат составлен 28.10.2011

Заключение

На одной из выставок «Русский Hi-End» я разговорился с Александром Сырицо, патриархом звукоусилительной техники. Его статьи ещё в журнале «Радио» Советского времени вызывали много размышлений и дискуссий. Так вот, он рассказал о своих исследованиях по оптимизации условий работы СЧ и ВЧ динамиков. Я запомнил его выводы: оптимальный режим для динамических СЧ и ВЧ головок – по току, а вот для ленточных ВЧ излучателей лучше по напряжению. Его аргументация показалась мне убедительной, и возразить было нечего. Позже я проверил на своей системе приведённые доводы и убедился в их справедливости. Этот разговор помог мне посмотреть на фильтр для любимых 35АС-018М, который я тут упорно предлагал и совершенствовал, с необычного ракурса.

Я долго размышлял над феноменом яркого и чистого звучания СЧ динамика после доработки фильтра по предлагаемой в предыдущих своих статьях структуре. В какой-то момент до меня дошло, что вероятно это может быть из-за отсутствия в этой структуре специального фильтра для СЧ динамика, в отличие от всех серийно выпускаемых трёхполосных акустических систем. Когда я начал говорить об этом на последней выставке «Русский Hi-End», на меня смотрели как на идиота, несущего ахинею. Предлагаю посмотреть на эту ахинею поближе.

Возьмём с одной стороны типовой фильтр 2 порядка (L1C1) для НЧ динамика, который выделяет сигналы ниже 400 Гц (±100 Гц) как полезные, а те, что выше, отбрасывает. Возьмём с другой стороны типовой фильтр 2 порядка (L2C2) для ВЧ динамика, который выделяет сигналы выше 6 кГц (±1 кГц) как полезные, а те, что ниже, отбрасывает. Как видим, спектр «отбросов» обоих фильтров совпадает со спектром работы СЧ динамика, и если ими запитать этот СЧ динамик, то дополнительный фильтр для него не понадобится. Как это сделать? В рамках типовой структурной схемы, состоящей из 3-х параллельно работающих независимых НЧ, СЧ и ВЧ фильтров с опорой на общий провод, это не получается. Но если один из фильтров подключить «вверх ногами», т.е. с опорой на сигнальный провод, тогда появляется разность напряжений нужной величины и спектра для работы СЧ динамика. Получившаяся структурная схема изображена на следующем рисунке:

Рис. 6.1. Структурная схема альтернативного фильтра 35АС-018

В чистом виде эта схема не готова к эксплуатации. Здесь отсутствуют элементы выравнивания звукового давления всех составляющих. Я их убрал для наглядности. На рисунке хорошо видно, что на низкой частоте СЧ динамик закорочен низким сопротивлением L1, на высокой частоте он закорочен малым сопротивлением С2, на средней частоте СЧ динамик подключён к линии через L2 и С1, суммарное сопротивление которых не больше половины сопротивления СЧ динамика. То есть все условия для нормальной работы СЧ динамика соблюдаются. А поскольку последовательно ему всегда подключено какое-то комплексное сопротивление, то рекомендации Александра Сырицо о режиме по току автоматически выполняются. И ещё немного теории. В курсе электротехники при рассмотрении LC контура указывается, что его вырождение в фильтр происходит при нагрузке обоих реактивных элементов на сопротивление, равное характеристическому. Из этого условия вытекают все формулы расчётов акустических фильтров, которыми мы все пользуемся. Но на практике обычно нагружается один из элементов (L или С), а другой остаётся без нагрузки, что приводит к отклонениям от задуманных параметров. Моя попытка нагрузить эти элементы балластными резисторами (смотрите мои предыдущие статьи) провалилась, так как вылезли подводные камни в виде снижения общего сопротивления системы. А вот в описываемой здесь структуре сопротивление СЧ динамика является такой недостающей нагрузкой как для L1 в контуре L1C1, так и для С2 в контуре L2C2, что выравнивает фазовые и переходные характеристики обоих фильтров.

Перейдём к практике. Поскольку низкочастотный спектр является самым энергонасыщенным, то НЧ динамик должен работать на всю свою мощь безо всяких ограничителей. А вот СЧ и ВЧ динамики должны под него подлаживаться для выравнивания АЧХ всей системы. Для этого используются обычные резистивные делители. Моя попытка регулировать отдачу СЧ и ВЧ динамиков простым шунтированием не выдержала испытания опытом, и я вынужден от неё отказаться. Делитель эффективнее, и звук лучше. Таким образом, получилась практическая схема, изображённая на следующем рисунке:

Практическая схема альтернативного фильтра 35АС-018

Вот та же схема (рис. 6.2) только изменён внешний вид:

Схема мне представляется достаточно универсальной. Вместо делителей R1/R2, R4/R3 вполне можно поставить переключатели с наборами делителей, и получится схема для или аналогов. А если поставить переменные резисторы с подпоркой, то получится схема для , а также для и им подобных. Правда, для этих наборов динамиков придётся перестроить ещё и фильтры L1C1 и L2C2.

Схема фильтра отличается от предыдущих моих вариантов только подключением С2 к общему проводу: через С1 или непосредственно. На звук это влиять не должно, так как емкостное сопротивление С1 на ВЧ очень мало и оказать влияние на С2 уже не может. Хотя… у некоторых товарищей и провода поют.

Результат доработки довольно точно оценил мой приятель музыкант: колонки звучат как наушники. А наушники – это широкополосники, в которых фазовые искажения просто не могут появляться. Значит и в доработанных АС фазовые искажения очень малы, а синхронность работы всех трёх динамиков высока. Результат – объём и детальность. Можете проверить.

Акустическая система Амфтон 35АС-018

Акустическая система Амфитон-35АС-018 .
Выпускал Волжский электромеханический завод. Респ. Марий Эл. а так-же и Прикарпатский радиозавод. Ивано-Франковск.
производство начато в 1981 году.

Трёхполосая акустическая система - Амфитон ""35АС-018"", она же ""35АС-218"" - предназначена для воспроизведения звуковых программ от высококачественной бытовой усилительной аппаратуры.
С помощью пассивных разделительных фильтров весь диапазон частот акустической системы ""35АС-018"" (или 35АС-218) разделен на 3 полосы, каждая из которых воспроизводится своей головкой.
В качестве низкочастотной используется головка 30ГД-2, средне-частотной 15ГД-11, высокочастотной - 10ГД-35.
Корпус акустической системы Амфитон ""35АС-018"" (35АС-218) выполнен в виде фазоинвертора.

Основные технические характеристики

Номинальная мощность, Вт............................................. 35.
Рабочий диапазон частот, Гц............................ 31,5...20 000.
Номинальное электрическое сопротивление, Ом........... 4.
Звуковое давление Па, в диапазоне частот 100...4000 Гц 2.
Коэффициент гармоник, %, в диапазоне 1000...2000 Гц... 2.
Габариты АС, мм............. 720x370x285. Масса, кг.......... 24.

Схема акустической системы Амфитон-35АС-018 а так-же ее описание во вложении.

У нас все бесплатно, без регистрации, без СМС и прочих сюрпризов

Последние материалы сайта